Субкультура X.O.
15 января, 2009
АВТОР: Глеб Давыдов
Аббревиатура X.O. (икс.о.) расшифровывается как Extra Old, ею маркируют коньяк, выдержанный в бочке 6 лет. Представители новой субкультуры, с которой мне довелось познакомиться на днях, практически ничего общего не имеют с коньяком. Они называют себя X.O. в честь новейшего японского изобретения – электронных карандашей «Иксо». И единственная связь этого изобретения (и порожденной им субкультуры) с коньячной темой выглядит так: возникновению X.O.-people предшествовал очень долгий процесс дистилляции множества существовавших до сих пор субкультур. И панки, и рэйверы, и эмо, и инди-киды, и хипстеры – все эти субкультуры можно назвать предтечами X.O.-people, этих сверхновых романтиков, которые выглядят, как прекрасные инопланетяне, и творят чудесно и легко, как Леонардо и Рафаэль Санти.
Они сидят напротив меня за столиком в теплом московском чайном клубе. Мы пьем тайваньский чай «Дундин-улун» и разговариваем о жизни. Рассказывая о себе, Эмма и Катя ежеминутно взрываются смехом. Они чертовски обаятельны и позитивны, с ними очень приятно проводить время. Сейчас я поймал себя на мысли, что на самом деле провел с ними целую неделю, которая была столь головокружительна и наполнена, что я перестал замечать ход времени и был уверен, что прошло всего лишь два-три дня…
Они показывают мне свои работы в небольшом (чуть меньше обычной тетради) блокноте. Некоторые из этих работ еще не дорисованы, и они предлагают мне «дорисовать» их. «Дорисовать» значит взять в руку один из волшебных X.O.-карандашей и прикоснуться им к выпуклой матовой точке на чистом белом листе электронного блокнота (это что-то вроде планшета или коммуникатора, но выглядит как обычный блокнот, из которого даже можно вырывать листы). Так вот, к этой точке нужно прикоснуться, слегка надавить на нее и таким образом как бы надорвать-проколоть выпуклость. Тогда точка начинает на глазах разрастаться в невероятно красивую, яркую и живую картинку. Это как анимация, но это не анимация. Это новая живопись. X.O.-арт. Рисование в стиле «Иксо».
X.O.-арт появился совсем недавно, и произошло это благодаря новому изобретению японских ученых. Электронный блокнот с электронными чернилами и – специальные сенсорно-механические карандаши, с помощью которых можно творить чудеса. X.O.-карандаш воспринимает каждый био-импульс, каждую мозговую команду, а также малейшие изменения эмоционального фона X.O.-художника. При этом, что немаловажно, карандаши X.O. реагируют только на искренний позитив. Любой другой настрой не дает никакого интересного результата – получается просто мазня. Так что многое тут зависит от художника (который, к слову, может и не обладать навыками художника в традиционном понимании этого слова, и даже вообще может не уметь рисовать; тут все зависит от способности быть на позитиве и вообразить нужную картину).
При работе X.O.-карандаша действует принцип прерывания узконаправленного излучения, возникающего как результат биохимического анализа колебаний биополя «художника». Такой анализ мгновенно осуществляется электронными средствами в момент соприкосновения X.O.-карандаша и блокнота. Результат ошеломляет и выглядит, как колдовство. Буквально от одного касания на листе бумаги разливается (или правильнее сказать «проявляется») очень яркая и красивая картинка. В данном случае это был портрет Эммы, – девочка с ярко соломенными начесанными волосами, с серебряным блеском под глазами, в пронзительно розовой виниловой куртке и теплыми абсолютно живыми глазами.
Нельзя сказать, что все X.O.-картины совсем не похожи друг на друга, но они точно уникальны и точно зависят от специфических черт характера и сиюминутного настроения рисующего. Хотя, безусловно, они все выполнены в одном стиле: здесь используется набор определенных приемов и даже в некотором смысле шаблонов, заданных японцами, хотя комбинация каждый раз получается новая. Чтобы нарисовать картинку, достаточно просто как следует представить ее в своем воображении, а затем провести один единственный штрих по листу бумаги. И из этого штриха за несколько секунд рождается готовое изображение, сгенерированное из заданных шаблонов и максимально приближенное к тому, что вы там в голове себе вообразили. Такое проявление вашего внутреннего образа становится возможным благодаря тому, что карандаш воспринимает импульсы-колебания, идущие из мозга через все части вашего тела. Затем X.O.-карандаш превращает эти импульсы в излучения, а излучения в свою очередь преобразуются в частотные сигналы, воспринимаемые листом электронного блокнота как линии определенной толщины и выбранных цветовых оттенков, которые требуется выстроить в нужном порядке.
Так же с помощью карандаша-X.O. на бумаге можно сделать точку-эскиз, и тогда любой человек, надавив на эту точку карандашом-X.O., сможет попытаться «дорисовать», продолжить картинку. И как бы стать ее соавтором. А, возможно, как и я, заразиться, заболеть этим новейшим и таким простым способом самовыражения.
Судите сами, мог ли я не поддаться этому волшебству, когда из-под моей руки буквально у меня глазах выросла неземной красоты девушка: она была еще красивее, чем сама Эмма (тут как бы слилось мое воображение с вектором-эскизом, который был задан Эммой). Казалось, это уже не Эмма, а другая, где-то реально существующая девушка, которая, судя по движениям, в этот момент собирается на party.
Эмма, которая за пару минут до этого запрограммировала для меня этот эскиз (нарисовав X.O.-карандашом точку в блокноте), говорит, едва сдерживая хохот над моим удивлением:
— Вот видишь, у тебя все получилось! Я, конечно, не была в тебе уверена, ты ведь смотрел на нас как на телок, которых хочешь отыметь, а у похотливцев ведь ничего обычно не получается в X.O. Для этого нужна некоторая что ли чистота…
— Частота! – шутливо передразнивает ее Катя…
— Да, а что… Чистота и частота. Нужно быть на определенном уровне, чтобы карандаши действовали как надо. Слушай, приезжай лучше на наш слет в Вену. Послезавтра. Там все увидишь. Совсем все.
— Да я бы рад. Но у меня сейчас шенгена нет.
***
Если в день нашего знакомства Эмма и Катя привлекли мое внимание тем, что выглядели, будто только что вывалились с какого-то рэйва начала 90-х (у одной розовая виниловая куртка, харизматичный постпанковский мэйк-ап и штаны в красно-белую клетку, у другой – медно-золотой болоньевый комбинезон), то теперь, два дня спустя мои новые подруги походили на японских школьниц из токийского Йойоги парка. Полосатые гетры, голубые и красные пастижи, забеленные лица с черными тенями, в общем, такая японская фрутс-готика. Дополнительное очарование Кате сообщала самодельная сумка из белого искусственного меха, сшитая в виде большого фаллоса с яичками. Не знаю, как им удалось сделать это, но мы были в Вене (и в моем паспорте – стоял шенген).
В глубине огромного концертного зала сверкал орган. Здесь собралось множество молодых девушек и парней – все они выглядели примерно от 14 до 21, все — были очень красивы и экстравагантны. Играла странная музыка, в воздухе чувствовался сильнейший позитивный драйв. Улыбка сама собой появилась на моем лице и уже не отпускала все время, пока я там находился.
Меня познакомили с Алтаем, парнем неопределенного возраста, но с очень молодыми глазами, которого представили как одного из самых совершенных X.O.-художников. Белые прямые волосы до плеч, прямой пробор, римский профиль, голубые глаза и костюм звездочета. Алтай сказал, что раньше был эмо, но потом понял, что в эмо ему не хватает легкости и «свежего ветра». «Однажды я услышал случайно песню Цоя «Мы хотим танцевать», и меня охватила твердая решимость найти источник всех моих проблем. Через некоторое время мне подарили X.O.-карандаши, и проблемы исчезли: я понял, в чем был их источник, я просто не верил в себя».
Алтай производил впечатление слегка обезумевшего, но очень при этом симпатичного сектанта. Пока мы общались, вокруг нас происходил своего рода большой сеанс белой магии – новоявленные дети-индиго, эти осознанные гении – рисовали. Каждый в своем блокноте, и каждый – мгновенно и легко. С помощью X.O.-карандашей. Потом они вырывали из блокнотов свои рисунки и складывали их в некий огромный барабан, после чего путем лотереи каждому, вложившему свой арт, доставался взамен рисунок кого-то другого. Смысл игры заключался в том, чтобы как можно быстрее этого другого («нового друга») в этом большом зале отыскать. Все происходило легко и естественно, как бы само собой, не было никакого явного лидера, только позитив и какая-то прозрачная радость в воздухе.
Доносившаяся все это время из колонок музыка «в стиле X.O.» представляла собой некое «всемирное коловращение»: смесь розовощекого японского попа плюс что-то похожее на «Кино» и The Cure в их самых светлых проявлениях, и еще элементы глуповатого отчаянного евродэнса типа первого альбома «Тату».
— Попса это не стыдно, — сказал Алтай, когда я сообщил ему о своем ощущении. – Нужно радоваться жизни. Нужно просто быть, веселиться и творить. А с карандашами X.O. это очень легко.
— Слушай, но ведь все это из-за карандашей! Разве ты стал бы X.O., если бы не карандаши?
— Конечно, стал бы. Я всегда им был. Просто карандаши помогают почувствовать нечто в себе, активировать. Как только ты делаешь первый штрих, и у тебя получается – легко, как никогда, и конкретно то самое, что ты задумал, — ты сразу же всем своим существом понимаешь, что ты не даун какой-нибудь, у которого никогда ничего не выходит и которому остается поэтому только плакать. Что ты не лузер-эмо-бой, что ты кое-что можешь, кроме как попусту растрачивать свою энергию. При этом лучше всего это чувство легкости и позитива взлелеять в себе еще до первого знакомства с карандашами «Иксо», и тогда это знакомство уж точно состоится. Потому что иначе велика вероятность загнать себя в такой тупик, что даже с X.O.-pencils будет получаться полная лажа. Тут ведь важна честная, искренняя, неподдельная открытость.
В зале происходил такой арт-маскарад, что я реально пожалел об отсутствии камеры. Розовые, голубые, яркие, грим-на-лице, волосы с трэш-начесом, рейверские одежды, глаза, полные света. И, конечно, кругом то и дело мелькали супер-карандаши, с помощью которых можно нарисовать рисунок одним штрихом. Как всегда, японцы создали нечто меняющее мир. А кто еще, как не японцы, мог бы придумать такое?
Целый мир без депрессии и мути. Целый новый стиль в живописи, новый стиль в музыке, новый стиль в одежде. Новый стиль жизни, в конце концов. И при этом никакой самовлюбленности, никаких псевдоромантических слюней и ломографической размытости. Все четко и сказочно, как на картинках dopingpong. И легко, как во сне. Чистый цветной молодой сексуальный, но не озабоченный, напрочь лишенный фальши и лицемерия, но от этого ничуть не потерявший креативности синти-арт-лайф икс.о.
P.S. Когда я начал рассказывать ей о своем опыте общения с X.O., она скептически, не дослушав, прервала меня: «Раз шаблоны значит чушь». Но какая разница? Ну да, в карандаш заложены определенные готовые шаблоны, это как мозаика, можно сказать, как такой своего рода паззл. Но ты ведь не отворачиваешься от красок, кистей и своих представлений о жизни, когда рисуешь свои картины? А какая разница, чьи это представления (ведь они по любому изначально не твои, а переданы тебе от предков). Просто в случае с X.O.-карандашами представления даны тебе японскими инженерами. Это форма. Но содержание — зависит от тебя… Уверен, впрочем, что это только первый шаг, и все это будет еще развиваться, и разовьется в итоге до такой степени, что на бумагу этим методом можно будет переносить все самые тонкие детали, какие только ты сможешь себе вообразить. Можно спорить и по разному относиться ко всему этому, но я уверен, что X.O.-арт имеет очень большой потенциал…
P.P.S. Где купить карандаши, не спрашивайте. Я не знаю. У меня своих пока нет.
интересненько )
Похоже на розыгрыш)
я, кста, видел этих иксо-пипл
в метро позавчреа
очень красивые
или гон, или метафора
((
->
+ ->
но никаких карандашей
dekabre, это рассказ.
впрочем, я уверен, что Иксо-карандаши существуют.